Глава 47 Общие положения о таможенных органах


Статья 351. Таможенные органы, их задачи и функции


1. Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза выполнение следующих задач:
1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза;
3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
2. В целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:
1) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
2) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию;
3) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза;
4) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
5) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений;
6) защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза;
7) ведение таможенной статистики;
8) осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов.
3. На таможенные органы могут быть возложены иные задачи и функции, определяемые законодательством государств-членов и (или) международными договорами в рамках Союза.
4. В соответствии с законодательством государств-членов отдельные функции таможенных органов, связанные с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля в формах, указанных в абзацах втором - четвертом статьи 322 настоящего Кодекса, и с применением меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля, предусмотренной статьей 339 настоящего Кодекса, в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, в которых осуществляются прибытие на таможенную территорию Союза и (или) убытие с таможенной территории Союза только товаров для личного пользования и отсутствуют таможенные органы, могут быть возложены на другие государственные органы государств-членов, осуществляющие функции контроля в таких местах.
5. В соответствии с законодательством государств-членов проведение таможенного контроля в соответствии с пунктом 8 статьи 310 настоящего Кодекса может быть возложено на другие государственные органы государств-членов.
6. В соответствии с законодательством государств-членов отдельные функции таможенных органов, связанные с взиманием таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контролем правильности их исчисления и своевременности уплаты, возвратом (зачетом) и принятием мер по их принудительному взысканию, могут быть возложены на другие государственные органы государств-членов.
7. Права и обязанности таможенных органов устанавливаются настоящим Кодексом и законодательством государств-членов.
8. Система таможенных органов и условия прохождения службы в таможенных органах устанавливаются законодательством государств-членов.

Статья 352. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц

1. Таможенные органы несут в соответствии с законодательством государств-членов ответственность за вред, причиненный неправомерными решениями, действиями (бездействием).
2. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению в соответствии с законодательством государств-членов.
3. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов.
4. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.

Статья 353. Таможенная инфраструктура

1. К таможенной инфраструктуре относятся здания, сооружения, помещения, открытые площадки, оснащенные техническими средствами таможенного контроля, инженерными, информационными, телекоммуникационными системами и средствами их обеспечения (далее в настоящей статье - элементы таможенной инфраструктуры), и объекты социального назначения, обеспечивающие деятельность таможенных органов.
2. Элементы таможенной инфраструктуры могут располагаться в следующих местах:
1) места перемещения товаров через таможенную границу Союза;
2) места размещения таможенных органов и учреждений, входящих в систему таможенных органов государств-членов;
3) иные места, на территории которых могут совершаться таможенные операции и может проводиться таможенный контроль.
3. Типовые требования к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, определяются Комиссией с учетом особенностей их функционального назначения, связанных с обеспечением деятельности таможенных органов.
4. Требования к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах размещения таможенных органов и учреждений, входящих в систему таможенных органов государств-членов, и в иных местах, на территории которых могут совершаться таможенные операции и может проводиться таможенный контроль, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.
5. Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза проводится Комиссией на основе представляемых таможенными органами обобщенных за определенный период времени сведений о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Союза, не содержащих сведений, отнесенных в соответствии с законодательством государств-членов к государственной тайне (государственным секретам) или к сведениям ограниченного распространения.
Состав указанных сведений, их структура и формат, а также периодичность и порядок их предоставления определяются Комиссией.
Информация о состоянии, динамике и тенденциях развития таможенной инфраструктуры размещается на официальном сайте Союза в сети Интернет.

Статья 354. Правоохранительная деятельность таможенных органов

1. Таможенные органы являются органами дознания и (или) следствия по делам о преступлениях или уголовных правонарушениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов.
2. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии с законодательством государств-членов преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств, не являющихся членами Союза, в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в соответствии с законодательством государств-членов.
3. Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-членов.
4. Виды (составы) преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности устанавливаются законодательством государств-членов с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в рамках Союза.
5. Правовая помощь и взаимодействие таможенных органов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной.

Статья 355. Права таможенных органов по остановке транспортных средств и по задержанию (возврату) покинувших таможенную территорию Союза водных и воздушных судов

1. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию Союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда.
Время проведения таможенного контроля в случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля не должно превышать 2 часа с момента такой остановки.
2. Действия таможенных органов по задержанию (возвращению) водных и воздушных судов, находящихся вне таможенной территории Союза, осуществляются в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной.

Статья 356. Отношение к информации, полученной таможенными органами

1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций.
2. Таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать иным лицам, в том числе государственным органам государств-членов, информацию, составляющую государственную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законодательством государств-членов тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) устанавливаемых законодательством государств-членов.
3. Таможенные органы одного государства-члена передают полученную ими информацию, в том числе предварительную информацию, государственным органам своего государства, если такая информация необходима указанным органам для выполнения задач и осуществления функций, возложенных на них законодательством этого государства-члена, в порядке и с соблюдением требований законодательства такого государства-члена по защите государственной, коммерческой, налоговой, банковской и иной охраняемой законодательством этого государства-члена тайны (секретов) либо другой конфиденциальной информации, а в отношении информации, полученной в соответствии с главой 49 настоящего Кодекса, - также требований статьи 375 настоящего Кодекса.

Статья 357. Взаимное признание решений, принятых таможенными органами, и результатов проведения таможенного контроля

Решения таможенных органов, принятые при совершении таможенных операций, и результаты проведения таможенного контроля, оформленные в установленном порядке, взаимно признаются в государствах-членах и имеют равную юридическую силу на таможенной территории Союза, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Статья 358. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц

Любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Статья 359. Консультирование и принятие предварительных решений таможенными органами

1. Таможенные органы осуществляют консультирование лиц по вопросам применения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, на безвозмездной основе.
2. При осуществлении консультирования должностные лица таможенных органов не проверяют от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам в соответствии с настоящим Кодексом и иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также не составляют такие таможенные декларации и документы.
Консультирование по вопросам заполнения указанных документов осуществляется без проверки таких документов и информации, представленной лицом.
3. Информация, предоставленная лицам при осуществлении консультирования, не является основанием для принятия решений или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.
4. Порядок и сроки осуществления консультирования таможенными органами устанавливаются законодательством государств-членов.
5. Таможенные органы принимают предварительные решения о классификации товаров, о происхождении товаров, по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с настоящим Кодексом, а также по иным вопросам, определяемым Комиссией, в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством государств-членов, если такой порядок не определен Комиссией.

Статья 360. Ведение таможенной статистики, использование и предоставление данных таможенной статистики

1. Таможенные органы ведут таможенную статистику, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами государств-членов с государствами, не являющимися членами Союза (далее в настоящей статье - таможенная статистика внешней торговли товарами), и специальную таможенную статистику.
В соответствии с законодательством государств-членов ведение таможенной статистики внешней торговли товарами может быть возложено на иные государственные органы этого государства.
2. Для ведения таможенной статистики используются информационные ресурсы таможенных органов.
3. Данные таможенной статистики внешней торговли товарами формируются в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами государств-членов с государствами, не являющимися членами Союза.
Ведение таможенной статистики внешней торговли товарами осуществляется в соответствии с методологией, утверждаемой Комиссией.
Порядок ведения таможенной статистики внешней торговли товарами устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов.
4. Таможенные органы предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами, в том числе для подачи заявления о применении или пересмотре мер защиты внутреннего рынка, лицам и международным организациям в порядке, установленном международными договорами в рамках Союза, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) устанавливаемом законодательством государств-членов.
5. Данные специальной таможенной статистики формируются и используются в целях выполнения задач, возложенных на таможенные органы.
Порядок ведения специальной таможенной статистики устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов.

Статья 361. Сбор таможенными органами информации о лицах

1. Таможенные органы вправе проводить сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу Союза, либо иную деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включая сведения:
1) об учредителях, акционерах, руководителях и главных бухгалтерах организации;
2) о государственной регистрации юридического лица либо государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
4) об открытых банковских счетах;
5) о внешнеэкономической деятельности лица;
6) о месте нахождения организации и ее филиалов;
7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;
8) о финансовой устойчивости юридических лиц, включенных в реестр уполномоченных экономических операторов либо претендующих на включение в такой реестр;
9) о задолженности (недоимке) в соответствии с законодательством государств-членов о налогах и сборах (налоговым законодательством) юридических лиц, включенных в реестр уполномоченных экономических операторов либо претендующих на включение в такой реестр;
10) о физических лицах: персональные данные (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, пол, адрес места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, включая личный (индивидуальный идентификационный) номер физического лица (при наличии), идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии)) и частота перемещения этими лицами товаров через таможенную границу Союза;
11) о привлечении физических лиц государств-членов, являющихся акционерами юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов либо включенного в такой реестр, его учредителями (участниками), руководителями, главными бухгалтерами, к уголовной ответственности за преступления или уголовные правонарушения, производство по которым отнесено к ведению таможенных и иных государственных органов.
2. Сбор информации о лицах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется таможенными органами при совершении таможенных операций и посредством ее получения от других государственных органов государств-членов.
3. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

Статья 362. Обмен документами и (или) сведениями

1. Обмен документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами и иными лицами, совершающими таможенные операции, осуществляется в электронной форме или путем представления (направления) документов и (или) сведений на бумажном носителе.
2. Обмен электронными документами и (или) сведениями в электронной форме осуществляется путем взаимодействия информационных систем таможенных органов и информационных систем лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо с использованием ресурсов сети Интернет.
3. Обмен документами и (или) сведениями путем представления (направления) документов и (или) сведений на бумажном носителе осуществляется в случае отсутствия технической возможности обмена документами и (или) сведениями в электронной форме, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

Статья 363. Взаимоотношения таможенных органов с лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (участниками внешнеэкономической деятельности), уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями

1. В целях совершенствования таможенного регулирования и публичного обсуждения проектов международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования таможенные органы устанавливают и поддерживают официальные отношения консультативного характера с лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (участниками внешнеэкономической деятельности), уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями.
2. Для повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (участниками внешнеэкономической деятельности), уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями.
3. Для установления и поддержания официальных отношений консультативного характера и взаимодействия в целях повышения эффективности таможенного контроля между таможенными органами и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (участниками внешнеэкономической деятельности), уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями, при таможенных органах могут создаваться консультативные органы и приниматься документы, регулирующие порядок такого взаимодействия.

Статья 364. Допущение таможенными органами транспортных средств международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями

1. Для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями транспортные средства международной перевозки должны быть сконструированы и оборудованы с соблюдением следующих требований:
1) таможенные пломбы могут быть наложены простым и надежным способом;
2) товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузовых помещений (отсеков) транспортного средства международной перевозки или вложены в нее без оставления видимых следов ее вскрытия либо без повреждения таможенных пломб и печатей;
3) потайные места, в которых могут быть спрятаны товары, отсутствуют;
4) места, в которых могут находиться товары, должны быть легкодоступными для таможенного осмотра товаров.
2. Требования к транспортным средствам международной перевозки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются выполненными, если такие транспортные средства соответствуют требованиям к их конструкции и оборудованию, установленным международными договорами государств-членов с третьей стороной.
3. Соответствие транспортного средства международной перевозки требованиям, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может быть подтверждено заблаговременно путем получения свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями.
4. Свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями может быть выдано:
1) в индивидуальном порядке;
2) по типу конструкции (сериям) транспортных средств.
5. Свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями выдается таможенным органом по заявлению заинтересованного лица не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации указанного заявления, при представлении транспортного средства.
Такое свидетельство действует в пределах срока, определяемого Комиссией, за исключением случая, когда в конструкцию транспортного средства внесены изменения.
Свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями при переходе к другому лицу права владения транспортным средством остается действительным.
Форма свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями, порядок его выдачи и использования определяются Комиссией.
6. Таможенные органы не требуют заблаговременного допущения транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями, за исключением следующих случаев:
1) перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком;
2) заблаговременное допущение предусмотрено международными договорами государств-членов с третьей стороной.

 
 

Карта

Контакты

Группа компаний ЮУВК
Адрес: 454108, г. Челябинск,
ул. Игуменка, дом 7А, пом.3, офис 21
телефон: 8(351) 210 03 02
Mail to: manager@deklarant74.ru