Железнодорожный транспорт — один из видов транспорта общего пользования. Он находится в ведении Российской Федерации и представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения.
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации. Он во взаимодействии с другими видами транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности в перевозках грузов, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности.
Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок грузов на рынке транспортных услуг достигает 60 процентов.
Производственно-технологический комплекс железнодорожного транспорта представляет собой сложную инфраструктуру, в основе которой лежит сеть железных дорог, непосредственно обеспечивающих потребности в перевозках. В настоящее время сеть железных дорог на территории Российской Федерации состоит из:
1. Восточно-Сибирской железной дороги; 2. Горьковской железной дороги; 3. Дальневосточной железной дороги; 4. Забайкальской железной дороги; 5. Западно-Сибирской железной дороги; 6. Калининградской железной дороги; 7. Красноярской железной дороги; 8. Куйбышевской железной дороги; 9. Московской железной дороги; 10. Октябрьской железной дороги; 11. Приволжской железной дороги; 12. Сахалинской железной дороги; 13. Свердловской железной дороги; 14. Северной железной дороги; 15. Северо-Кавказской железной дороги; 16. Юго-Восточной железной дороги; 17. Южно-Уральской железной дороги.
Общая протяженность железнодорожных дорог России составляет 86,2 тыс. км (по состоянию на 2009 г. — данные ОАО «РЖД»). Железные дороги имеют в своем составе железнодорожные пути.
Железнодорожные пути общего пользования — железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, производству маневровой работы. Железнодорожная станция может быть разделена на места общего и не общего пользования.
Места общего пользования — крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие железной дороге и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов.
Места не общего пользования — крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие железной дороге или сданные ею в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов. Места не общего пользования могут располагаться и вне железнодорожной станции.
Железнодорожные пути, в свою очередь, включают железнодорожные подъездные пути, примыкающие к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных грузоотправителей, грузополучателей.
|