Таможня – один из самых древних государственных институтов. Государство всегда уделяло ей достойное внимание. Создавались таможни только царскими указами и высшими органами власти.
В Уральском регионе российская таможенная служба имеет многовековую историю.
Почти триста лет тому назад на восточном склоне Уральских гор была заложена крепость с заводом. Находясь на границе Европы и Азии, город играл важную торгово-посредническую роль и имел собственную таможню, чтобы «купецким людям в проезде лишней волокиты не было». Был у таможни свой герб, которым она обязана Татищеву, с традиционным символом – весами в богатом декоре.
В первый период своей деятельности таможня в Екатеринбурге просуществовала до 1753 года, и лишь спустя почти два с половиной столетия была вновь возрождена.
Не случайно местом дислоцирования Уральского таможенного управления был выбран именно Екатеринбург, по праву считающийся не только столицей Уральского федерального округа, но и историческим центром таможен Урала и Западной Сибири. Возникшая почти 290 лет тому назад, практически одновременно с образованием города, Екатеринбургская таможня долгие годы стояла на страже «государевых интересов», и, находясь на границе Европы и Азии, выполняла важную торгово-посредническую роль и собирала немалую пошлину для российской казны.
Содействие внешней торговле, предоставление таможенных услуг с использованием передовых информационных технологий – эти принципы стали визитной карточкой обновленной таможенной службы.
Формирование Уральского таможенного управления началось по приказу №116 Государственного таможенного комитета с 01 апреля 1993 года. Во исполнение этого приказа было сформировано 10 отделов, две службы и один сектор. Общая штатная численность составляла всего 76 человек. Первым начальником Управления был назначен Виктор Георгиевич Нефедов. С 26 июля 2006 года начальником Уральского таможенного управления является генерал-лейтенант таможенной службы Владимир Александрович Сорокин.
На Уральское таможенное управление возложена задача надежной защиты экономических интересов Уральского региона.
Сегодня таможенная служба Урала охватывает территорию шести субъектов Уральского федерального округа: Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую, Курганскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
В настоящее время Управлению непосредственно подчинены 8 таможен: Уральская оперативная, Екатеринбургская, Челябинская, Кольцовская, Магнитогорская, Ханты-Мансийская, Тюменская и Ямало-Ненецкая, в ведении которых находится 48 таможенных постов. В настоящее время в регионе деятельности Уральского таможенного управления функционирует 7 аэропортов, открытых для международного сообщения: аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург), аэропорт Баландино (г. Челябинск), аэропорт Рощино (г. Тюмень), аэропорт Магнитогорск (г. Магнитогорск), аэропорт г.Сургута, аэропорт г. Ханты-Мансийск и аэропорт г. Нижневартовск.
Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Уральского таможенного управления в 2012 году составил 23,4 млрд.дол.США, а грузооборот превысил 15,6 млн.тонн.
За минувший год уральскими таможенниками в бюджет государства было перечислено 57 миллиардов 497 миллионов рублей, что больше по сравнению с 2011 годом на 2,1 миллиард рублей или на 3,8%.
В 2012 году в таможнях Уральского таможенного управления) оформлено 145,7 тысяч деклараций на товары по импортно-экспортным операциям, а юридических лиц - участников внешнеторговых отношений в УрФО насчитывается около 4,4 тысяч.
Наверное, одна из главных черт прошедшего со дня образования Уральского таможенного управления времени, это повсеместное внедрение в практику работы таможенных органов Урала информационных технологий. Сегодня уровень информатизации, достигнутый ФТС России, является одним из самых высоких среди органов исполнительной власти.
За 20 лет мы прошли непростой путь от бумажной
таможенной декларации, составляемой на печатной машинке, и доставляемой в таможню декларантом, до электронной таможенной декларации, которая подается по сети Интернет. Участник внешнеэкономической деятельности имеет возможность подать декларацию на товары и совершить иные юридически значимые действия непосредственно со своего рабочего места. Сегодня 97% деклараций в Уральском таможенном управлении подаются в электронном виде. По итогам прошлого года, средний срок выпуска экспортной декларации составил 22 минуты, импортной – не более 20 часов. С 1 января 2014 года состоится переход на 100%
электронное декларирование. Таможенные органы осуществляют контроль разрешительных документов по электронной базе данных разрешительных документов.
Развивается так называемый «зеленый сектор» - поставки участников ВЭД, характеризующихся низкой степенью риска, освобождаются от фактического контроля и выпускаются в максимально сжатые сроки. Сегодня по такой схеме оформляется большинство крупных предприятий УрФО.
Все это позволяет снижать издержки участников ВЭД, способствовать дальнейшему развитию внешней торговли.
Однако, содействие развитию внешнеторговых отношений ни в коей мере не дает повода снижать таможенный контроль.
Так, документальный контроль в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, помог выявить и изъять из оборота опасный фальсификат и многочисленные подделки. В общей сложности, за прошлый год выявлено более 1 миллиона 3,7 тысяч единиц контрафактной продукции, среди которых и пластиковые колпачки для подделки известных водочных брендов, и сама фальсифицированная водка; и даже контрафактные запасные части к автомобилям; а также детские игрушки, произведенные с нарушением авторских прав и с незаконным использованием товарного знака. Не говоря уж о «лидере» всемирного контрафакта - одежде и обуви, маркированными псевдофирменными знаками «Аdidas», «Reebok», «Nike», «Louis Vuitton».
Широкое применение системы управления рисками позволило сократить количество досматриваемых товарных партий до 6 процентов от их общего количества.
В целом, можно с уверенностью считать, что деятельность таможенной службы вполне можно отнести к факторам экономической, социальной и отчасти политической стабильности. Ее значение в развитии внешнеэкономических связей и помощи отечественным предприятиям трудно переоценить. На протяжении ряда последних лет таможенные органы уральского региона участвуют в подготовке и реализации ряда мегапроектов российского масштаба. Сегодня в числе перспективных - реализация комплексного плана по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал; развитие инфраструктуры аэропорта Кольцово как одного из крупнейших российских ХАБов; развитие особой экономической зоны «Титановая долина» в г. Верхняя Салда Свердловской области; создание особой экономической зоны в Тюменской области, и другие.
И пусть впереди еще много непростых задач, таможенники Урала с честью одолеют все трудности на пути к поставленной цели.
Пресс-служба УТУ