Челябинец Виктор Костенко оспорил в Конституционном суде таможенный кодекс в части, касающейся автомобилей с пробегом. Поводом стала история, которая произошла с самим Виктором: регистрацию его автомобиля аннулировали, потому что более 10 лет назад машину ввезли контрабандой без растаможки. Естественно, на момент покупки мужчина об этом не знал. Если машина в свое время не была растаможена, то за это в итоге отвечает нынешний владелец – именно здесь усмотрел нарушение своих прав г-н Костенко. Итог обращения в Конституционный суд – постановление о пересмотре дел Владимира и снятие запрета на регистрацию спорного автомобиля. Как и в деле с залоговыми машинами, контрабандные авто тоже влетают владельцам в копеечку. Виктор еще в 1998 году купил с рук «Тойоту». Год спустя на группу лиц, которые ввезли эту иномарку и другие партии машин, завели уголовное дело. Суд постановил оплатить пошлины, но деньги так никто и не внес. В результате в 2008 году регистрацию «Тойоты» аннулировали, поскольку машина не прошла таможенное оформление. Хотя по идеальной (читай законной) схеме, пока пошлины не уплачены, машина не может свободно перемещаться по стране, пояснил начальник отдела специальных таможенных процедур Челябинской таможни Владимир Шаталов: «Если человек, ввозящий авто, прописан в зоне деятельности таможенного органа, он должен оплатить пошлину непосредственно на этой таможне. Пока деньги не внесены, машина будет находиться на стоянке временного хранения. Если же водитель зарегистрирован в ином регионе, тогда ему дается так называемый срок на вывоз (доставки до своего пункта), в течение которого пошлину нужно оплатить. То есть берется расстояние между двумя этими таможенными пунктами, и из расчета 450 км/сутки определяется срок уплаты». В пункте пропуска на границе оформляется транзитная декларация, которую потом нужно предъявлять в таможенном органе по месту жительства, где после уплаты пошлины выдают ПТС. Это заложено в законодательстве. Но если происходит немало случаев, подобных с «Тойотой», значит, обойти его не так-то сложно. И наиболее очевидный вариант – с помощью поддельных документов. То есть автомобиль отметился на границе, а до места таможенного оформления так и не доехал: или на запчасти разобрали, или подделали документы и перепродали. Видимо, с Виктором провернули вторую схему. Он пытался через суд потребовать у таможни восстановления ПТС, а у областной ГИБДД – регистрации. Но суды отказывали, ссылаясь на то, что для этих процессов не имеет значения факт добросовестной покупки, а вот контрабанда – юридически значимое обстоятельство. Виктор обратился в Конституционный суд, решение которого стало действительно значимым для владельцев подержанных машин. Ведь никаких гарантий при покупке нет – таможня не предоставляет информацию на запрос по платежам. Но при этом покупатель вместе с машиной потенциально берет на себя всю ответственность за былые возможные преступления. В итоге суд признал, что собственник не всегда участвует в таможенном оформлении. Он может купить автомобиль уже после, не зная о неоплаченных пошлинах. И за нерастаможенный товар, в том числе за уплату налогов, отвечает как раз декларант, то есть тот, кто ввозил машину. Поэтому в отношении Виктора Костенко «эти положения не могут рассматриваться как препятствующие... реализовать принадлежащие ему правомочия собственника указанного имущества». То есть прежние решения судов касательно дела Виктора подлежат пересмотру на основании этого постановления. Виктору остается только обратиться в эти суды. «В данной ситуации решение конституционного суда является прецедентным, и более того, сейчас у многих пострадавших в такой ситуации появится возможность зарегистрировать подобные автомобили. То есть собственнику авто дается шанс обратиться в суд по тому же иску, по которому ему ранее было отказано, с требованием о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, коим как раз является решение КС, – поясняет управляющий партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева. – Подобного рода решения КС являются общеобязательными для применения нижестоящими судами. На мой взгляд, в свете решения КС заявление гражданина будет удовлетворено, и он сможет зарегистрировать автомобиль и спокойно им пользоваться. Что же касается проверки уплаты госпошлин, к сожалению, законно установленных путей нет. Если вы приобретаете непосредственно у ввозящего автомобиль лица, требуйте оформленные надлежащим образом документы. Но вообще в настоящее время такие проблемы решатся в свете последней позиции КС».