Челябинская таможня обращает внимание граждан и юридических лиц на возможность разрешения споров с таможенным органом без участия суда. Институт ведомственного обжалования в области таможенного дела является действенным механизмом разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между участниками таможенных правоотношений. С начала года Челябинской таможней рассмотрены по существу 2 жалобы на решения таможенных постов Челябинской таможни, по результатам рассмотрения которых одна жалоба удовлетворена.
Однако большинство участников внешнеэкономической деятельности, выразившие свое несогласие с решениями таможенных постов Челябинской таможни, обращаются за решением спорных вопросов в суд, в недостаточной мере используя механизм ведомственного обжалования в области таможенного дела.
В свою очередь, указанный способ разрешения спора позволяет разрешить конфликт с минимальными временными и финансовыми затратами.
Например, ИП Ш. обратился в Челябинскую таможню с жалобой на решение таможенного поста Челябинской таможни о корректировке таможенной стоимости товара.
Челябинской таможней было принято решение об удовлетворении жалобы ИП Ш., решение таможенного поста было признано неправомерным.
Порядок ведомственного обжалования в сравнении с судебным порядком обжалования имеет ряд преимуществ для участников внешнеэкономической деятельности: отсутствуют судебные расходы, нет необходимости личного участия в рассмотрении жалобы (экономия времени), нет необходимости представления в полном объеме документов и сведений, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в жалобе, при наличии их в таможенном органе, строго ограниченный срок рассмотрения жалобы.
Внесудебный механизм урегулирования споров прописан и четко регламентирован главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц».
Согласно положениям данной главы любой гражданин (или юридическое лицо) вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации.
Жалоба на действия либо бездействия должностных лиц подается в течение трех месяцев в таможенный орган, принявший решение, либо в вышестоящий таможенный орган. Для таможенного поста это таможня, в подчинении которой находится таможенный пост, для таможни – соответственно региональное таможенное управление.
Сроки рассмотрения жалобы - не больше месяца со дня ее поступления в таможенный орган.
Обращаем внимание на порядок подтверждения полномочий на подачу жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица от имени юридического лица.
Порядок подтверждения полномочий на подачу жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица регламентирован статьей 39 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Жалоба на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, поданная в интересах юридического лица, может быть подписана единоличным исполнительным органом (генеральным директором, директором, президентом компании), то есть лицом, представляющим интересы организации в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано юридическое лицо (например, в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), либо лицом, полномочия которого подтверждаются надлежащим образом оформленной доверенностью (копия доверенности заверяется выдавшим ее лицом либо нотариусом в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для подтверждения полномочий руководителя организации, действующего от имени организации, представляются следующие документы:
- документы, удостоверяющие его служебное положение, - приказ о назначении на должность либо решение участников организации (общества) или выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче со сроком давности не более года;
- учредительные документы - копия устава организации, зарегистрированного в налоговом органе, в качестве иных документов - учредительный договор и др., в том числе выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче и сроком давности не более года.
Документы, подтверждающие полномочия руководителя или представителя организации, должны быть приложены к жалобе и представлены либо в оригинале, либо надлежащим образом заверенных копиях. Допускается представление выписки из устава, содержащей необходимые для подтверждения полномочий сведения, а также копии выписки из ЕГРЮЛ, заверенных печатью организации.
Полномочия лиц, исполняющих обязанности руководителя организации, подтверждаются вышеуказанными документами, а также приказом об исполнении обязанностей.
Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплена печатью организации. При этом также должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия лица, ее выдавшего.
Если доверенность заверена нотариально, представление иных документов не требуется, так как полномочия лица, ее выдавшего, проверяются нотариусом.
Доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.
Пресс-служба Челябинской таможни
Главный государственный таможенный инспектор (по связям с общественностью)
Е.Н. Логвинова