Большинство участников внешнеэкономической деятельности, выразившие свое несогласие на решения Челябинской таможни, обращаются за решением спорных вопросов в суд, в недостаточной мере используя механизм досудебного регулирования. Однако статистика выигранных дел в суде не в их пользу. В 2015 году 17 заявлений юридических и физических лиц об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела были предметом рассмотрения судов. В удовлетворении 13 заявлений отказано.
Челябинская таможня обращает внимание граждан на возможность разрешения споров с таможенным органом без участия суда. Такой подход к решению конфликтных ситуаций как физическим, так и юридическим лицам позволяет в достаточной мере обсудить все вопросы, относящиеся к спору, не боясь их разглашения или отклонения.
Механизм досудебного урегулирования споров имеет ряд и других преимуществ. По сравнению с судебным порядком урегулирования отсутствуют судебные расходы, нет необходимости личного участия в рассмотрении жалобы (экономия времени). Участникам «примирительной процедуры» не обязательно представлять в полном объеме документы и сведения, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в жалобе, при наличии их в таможенном органе. Также предусматривается упрощенный порядок обжалования. В этом случае поступившая жалоба рассматривается вышестоящим таможенным органом безотлагательно и решение принимается по ней незамедлительно.
Внесудебный механизм урегулирования споров прописан и четко регламентирован главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц».
Согласно положениям данной главы любой гражданин (или юридическое лицо) вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации…
Жалоба на действия либо бездействия должностных лиц подается в течение трех месяцев в таможенный орган, принявший решение, либо в вышестоящий таможенный орган. Для таможенного поста это таможня, в подчинении которой находится таможенный пост, для таможни – соответственно региональное таможенного управление. Сроки рассмотрения жалобы - не больше месяца со дня ее поступления в таможенный орган.
Пресс-служба Челябинской таможни
Главный государственный таможенный инспектор
(по связям с общественностью) Екатерина Логвинова