С вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза, существенно изменились сроки таможенного оформления. Кодексом предусмотрен целый ряд упрощений для участников внешнеэкономической деятельности в числе которых существенное сокращение сроков таможенного оформления. Например, если ранее срок составлял трое суток, то в новом документе речь идет о его уменьшении в три раза. Что касается экспортируемых товаров, которые не облагаются вывозной таможенной пошлиной, то, согласно ст. 196 данного документа, срок их выпуска сокращен с 24-х до 4-х часов.
На подведении итогов работы Челябинской таможни в 2011 году начальником таможни была озвучена задача обеспечить выпуск экспортных деклараций в течении одного часа с момента регистрации. Основным направлением было выбрано сокращение сроков выпуска экспортных электронных деклараций на товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами, за счет исключения запроса документов. Предложенную инициативу одобрило Уральское таможенное управление и в период с 1 по 31 марта 2012 года был проведен эксперимент по снижению временных затрат на выпуск вывозимых товаров.
Подобное упрощение, по мнению челябинских таможенников, не снижает уровень таможенного контроля, в виду того, что при принятии решения о выпуске товара по экспортной ЭДТ таможенный контроль только начинается. Причем он получается двухэтапным: во-первых, участник ВЭД все равно представляет в таможенный орган оригиналы вывозных транспортных и товаросопроводительных документов для проставления отметок о выпуске, а во-вторых, в пункте пропуска также возможен и проводится документальный и – при необходимости - фактический таможенный контроль.
По выпущенным в порядке эксперимента товарам, при проставлении отметок на товаротранспортных и товаросопроводительных документах, проводилась проверка соответствия сведениям, заявленным в декларации на товары. Для случаев выявления расхождений сведений, содержащихся в ЭДТ и представленных бумажных товаро-транспортных и товаросопроводительных документах был предусмотрен отказ от простановок отметок о выпуске до корректировки ДТ, а также фиксирование обнаруженных расхождений в служебной записке на имя начальника поста. В период проведения эксперимента при обнаружении признаков административного правонарушения, начальникам таможенных постов предписывалось принимать меры в соответствии с действующим законодательством, инициировать проведение ведомственного контроля и отмену решения о выпуске, а так же не применять мер воздействия к должностным лицам, осуществившим выпуск такой ЭТД в рамках эксперимента. На практике все поданные ЭДТ соответствовали представленным товаротранспортным и товаросопроводительным документам.
Немаловажным моментом, влияющим на сокращение времени, является запрос у декларантов документов в сканированном (бинарном) виде. Согласно рекомендациям ФТС и УТУ, запрос подобных документов возможен только относительно графических схем и чертежей, однако в некоторых случаях могут требоваться и другие сканированные документы. Для упрощения схемы предоставления этих данных, а также для снижения временных затрат, на сервере Управления был создан электронный архив декларанта (ЭАД). В электронный архив декларант отправляет долгосрочные документы, которые необходимы для декларирования его товаров. Далее суть работы с ЭАД сводится к тому, что в случае необходимости получения от декларанта дополнительных сведений, инспектор обращается не к самому декларанту, а напрямую на сервер, где находятся искомые документы. При этом ответ на запрос приходит сразу же, а каналы связи не забиваются. Еще одним бесспорным плюсом электронного архива является то, что декларант может хранить документы в любом удобном для него виде: формализованном, бинарном, free-doc и т.д.
Эффект экономии времени значителен - в случае, когда декларант помещает документы в электронный архив до подачи ДТ, время получения документа после выставления требования составляет от 1 до 30 минут. Если де выполнение требования о предоставлении документов осуществляется после его получения декларантом, оно составляет от 20 минут до нескольких часов и, при необходимости, продления срока свыше установленного. Данная схема работы в десятки раз уменьшает времязатраты на ожидание запроса и получение необходимой информации, тем самым максимально нивелируя человеческий фактор.
В период проведения эксперимента было выпущено 1166 4-х часовых деклараций, при этом среднее время выпуска каждой составило около 24, 5 минуты. В процентном соотношении, в сравнении с предыдущим месяцем того же года, произошло снижение среднего времени на 36%, а также снижение количества ДТ со сроком выпуска более 1-го часа на 51 % (со 129 шт. до 66 шт.), что несомненно является положительным результатом эксперимента.
Создание технологий субъектно-риентированного применения мер по минимизации рисков и системы сквозного таможенного контроля, позволит значительно повысить эффективность деятельности таможенных органов путем исключения не только трудовых, но и временных затрат на дублирование функций и применение избыточных форм таможенного контроля.
Пресс-служба Челябинской таможни
Старший государственный таможенный инспектор
(по связям с общественностью) Наталья Старикова