Челябинская таможня обращает внимание граждан на возможность разрешения споров с таможенным органом без участия суда. Институт досудебного обжалования в сфере таможенного дела является действенным механизмом разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между участниками таможенных правоотношений. С начала года Челябинской таможней рассмотрены по существу 2 жалобы юридических лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела. По результатам рассмотрения одна жалоба удовлетворена частично.
Однако большинство участников внешнеэкономической деятельности, выразившие свое несогласие на решения Челябинской таможни, обращаются за решением спорных вопросов в суд, в недостаточной мере используя механизм досудебного регулирования. В 2016 году предметом рассмотрения судов стало 7 заявлений юридических и физических лиц об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела. В удовлетворении 5 заявлений отказано.
В свою очередь, досудебный способ разрешения спора позволяет участником разрешить конфликт с минимальными временными и финансовыми затратами.
По сравнению с судебным порядком урегулирования отсутствуют судебные расходы, нет необходимости личного участия в рассмотрении жалобы (экономия времени). Участникам «примирительной процедуры» не обязательно представлять в полном объеме документы и сведения, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в жалобе, при наличии их в таможенном органе. Также предусматривается упрощенный порядок обжалования. В этом случае поступившая жалоба рассматривается вышестоящим таможенным органом безотлагательно, и решение принимается по ней незамедлительно.
Внесудебный механизм урегулирования споров прописан и четко регламентирован главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц».
Согласно положениям данной главы любой гражданин (или юридическое лицо) вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации…
Жалоба на действия либо бездействия должностных лиц подается в течение трех месяцев в таможенный орган, принявший решение, либо в вышестоящий таможенный орган. Для таможенного поста это таможня, в подчинении которой находится таможенный пост, для таможни – соответственно региональное таможенного управление. Сроки рассмотрения жалобы - не больше месяца со дня ее поступления в таможенный орган.
Пресс-служба Челябинской таможни
Главный государственный таможенный инспектор
(по связям с общественностью) Е.Н. Логвинова