Челябинская таможня обращает внимание граждан и юридических лиц на возможность разрешения споров с таможенным органом без участия суда. Институт ведомственного обжалования в области таможенного дела является действенным механизмом разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между участниками таможенных правоотношений. С начала года Челябинской таможней рассмотрены по существу 2 жалобы на решения таможенных постов Челябинской таможни, по результатам рассмотрения одна из них удовлетворена.
Так, например, индивидуальный предприниматель обратился в Челябинскую таможню с жалобой на решение таможенного поста Челябинской таможни о корректировке таможенной стоимости товара. В кратчайшие сроки жалоба рассмотрена, решение таможенного поста признано неправомерным.
Порядок ведомственного обжалования в сравнении с судебным порядком обжалования имеет ряд преимуществ для участников внешнеэкономической деятельности: отсутствуют судебные расходы, нет необходимости личного участия в рассмотрении жалобы. Кроме того заявитель может не представлять документы и сведения в полном объеме, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в жалобе, при наличии их в таможенном органе.
Внесудебный механизм урегулирования споров прописан и четко регламентирован главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц».
Согласно положениям данной главы любой гражданин (или юридическое лицо) вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации.
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в таможенный орган, принявший решение, либо в вышестоящий таможенный орган. Для таможенного поста это таможня, в подчинении которой находится таможенный пост, для таможни – региональное таможенного управление. Обратиться с жалобой необходимо в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, либо истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия.
Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права нарушены, или его представителем собственноручно. Документ, поступивший по информационным системам общего пользования (факсом, электронной почтой), либо подписанный с использованием факсимиле будет считаться поданным без соблюдения требований, предусмотренных законодательством. В этом случае будет принято решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу.