Уральские таможенники заинтересованы в строительстве нового грузового комплекса екатеринбургского аэропорта. Современная геополитическая стратегия предусматривает формирование единого информационно-экономического пространства именно по оси Европа - Россия - АТР. И Уральский федеральный округ в силу своего географического положения занимает особое место в системе международных транзитных путей, являясь связующим звеном между Европой и Азией. Как таможенная служба региона способствует продвижению товаропотоков, рассказывает сегодня начальник Уральского таможенного управления Владимир Сорокин.
- Владимир Александрович, что принципиально изменилось в работе таможенных органов после введения нового законодательства: Таможенного кодекса Таможенного союза и федерального закона «О таможенном регулировании»?
Вот уже несколько месяцев мы живем и работаем в условиях Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Есть определенные достижения, есть проблемы, появились и вопросы, которые требуют безотлагательного решения. Но таможенная служба преодолевает веху за вехой на пути к общему рынку товаров, услуг, капитала и рабочей силы - то есть полноценной интеграции трех стран в единое экономическое сообщество. Принципиальным, на мой взгляд, является то, что произошла унификация национальных таможенных законодательств, и теперь «аудитория «в 170 миллионов человек объединена единым таможенным законодательством. Впервые на основе Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур был создан ТК ТС, вступивший в силу 1 июля прошлого года, а 29 декабря - Закон РФ о таможенном регулировании. Изменений в таможенном законодательстве действительно произошло достаточно много. Появились не только новые термины, но и новые участники таможенного процесса. В частности уполномоченный экономический оператор (УЭО). Для российского таможенного законодательства это новый институт, которого мы очень долго ждали. Юридическое лицо со статусом уполномоченного экономического оператора (после включения в соответствующий реестр) получает право на ряд специальных упрощенных таможенных процедур.
- Каких например?
Ну, скажем, он имеет право хранить товары на собственных складах временного хранения, подавать предварительно грузовую таможенную декларацию, выпускать товары в свободное обращение до подачи декларации в таможню и позднее уплачивать таможенные платежи - то есть фактически берет на себя все функции по распоряжению товарами. Но полностью отвечает по всем финансовым обязательствам и рискам перед таможенным органом.
Поэтому, чтобы получить статус УЭО и быть включенным в реестр, организация должна предоставить серьезное финансовое обеспечение уплаты таможенных платежей, в эквиваленте оно равняется 1 млн евро. Но это в принципе международная практика: лучшее обеспечение и гарантия полной уплаты таможенных платежей в случае какого-либо нарушения таможенного законодательства. Да и таможенным органам значительно проще работать с одним крупным внешнеэкономическим оператором, чем с многочисленными фирмами, порой ввозящими одну-две партии товара, и на этом заканчивающими свою деятельность, так называемыми «однодневками».
Кроме того, введена процедура «сквозного «таможенного транзита товаров по территории Таможенного союза, максимально приближенная к европейскому стандарту.
Значительно, с 3 до 1 дня, сократились сроки выпуска таможенных деклараций. А экспортируемые товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, вообще должны сейчас быть выпущены не позднее 4 часов с момента регистрации декларации. При этом указанные сроки включают и время проведения таможенного контроля.
- Сейчас на Урале идет оживление у поставщиков титана, необходимого в авиа строении. Новое таможенное законодательство здесь сыграло свою роль?
Да, теперь значительно упрощен ввоз высокотехнологического оборудования, аналоги которого в России не производятся. Оно либо совсем освобождается от пошлин, либо облагается по минимальной ставке, плюс не взимается НДС. И недавно в корпорацию ВСМПО-АВИСМА (г. Верхняя Салда Свердловской области) была поставлена партия уникального оборудования из США, на котором будут производиться запчасти из титана для современных лайнеров. Таким образом, на мировой рынок самолетостроения мы будем поставлять не болванки, а готовые детали. В связи с этим было принято решение о создании таможенного поста Верхнесалдинский штатной численностью 11 человек - он открыт в начале марта. Пост будет обслуживать и другие предприятия, а в перспективе - и резидентов ОЭЗ «Титановая долина».
- Есть ли другие точки роста?
Большие надежды по увеличению товаропотоков в регион возлагаем также на Кольцовскую таможню. Здесь объемы внешне экономической деятельности значительно возросли. По результатам работы за минувший год количество грузовых таможенных деклараций на товары увеличилось на 36%, число участников ВЭД выросло на 13%, оформлено товаров на 54% больше, чем в 2009 году. Таможенный пост Аэропорт Кольцово, кстати, признан лучшим в 2010 году в конкурсе ФТС России в своей номинации. По оценкам специалистов, общий пассажиропоток через аэропорт Кольцово к 2015 году составит около 14 миллионов человек. А прогнозируемый объем грузовых авиаперевозок вырастет до 42,5 тысячи тонн, в том числе международных - до 25 тысяч тонн. К 2030 году эти показатели могут возрасти еще вдвое.
Через аэропорт Кольцово осуществляют перелеты более 30 российских и зарубежных авиакомпаний, которые связывают Екатеринбург почти со 100 городами Европы, Азии, Северной Африки, а через аэропорты - хабы со всей планетой. В 2011 году аэропортом начнется строительство грузового комплекса общей площадью около 200 тыс. квадратных метров, который будет функционировать в качестве центра, где время хранения товаров сведено к минимуму, а скорость обработки грузов доведена до максимума.
Стратегия развития аэропорта как хаба включает одновременное использование авиационных, автомобильных и железнодорожных перевозок. Думается, вполне реально было бы расширить компетенцию Кольцовской таможни и на ее основе развернуть целый мультимодальный комплекс по переработке не только грузов, поступающих авиатранспортом, но и перерабатывать железнодорожные грузы, тем более что ветка там есть. А также - экспресс-грузы, охватить и автоперевозки. Для оперативного обслуживания экспортно-импортных операций запланировано строительство новых помещений для размещения подразделений Кольцовской таможни.
Еще один очень важный для нас момент - участие в реализации утвержденного правительством РФ комплексного плана по развитию производства природного газа на полуострове Ямал, предполагающего создание морского пункта пропуска, который станет оформлять ввоз оборудования для строительства завода по переработке природного газа и вывоз готовой продукции.