Челябинская таможня обращает внимание граждан и юридических лиц на возможность разрешения споров с таможенным органом без участия суда. Институт досудебного обжалования в сфере таможенного дела является действенным механизмом разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между участниками таможенных правоотношений. Такой способ примирительной процедуры позволяет обеим сторонам разрешить конфликт с минимальными временными и финансовыми затратами.
Например, жительница Челябинска обратилась в Челябинскую таможню с жалобой на решение таможенного поста Челябинской таможни об отказе в выпуске товара, поступившего в международном почтовом отправлении. Она была не согласна с позицией таможенников, которые, руководствуясь количественными параметрами содержимого посылки, сделали вывод, что поступивший в ее адрес товар является коммерческой партией и не предназначен для личных и семейных нужд.
В ходе рассмотрения жалобы Челябинской таможней было установлено, что товары (футболки, пижамы, платья) предназначены также и для дочери, и мужа заявительницы. Все вещи имеют различные фасоны, цвета, артикулы, размеры.
Рассмотрев жалобу жительницы Челябинска, действия таможенного поста признаны неправомерными. Посылка получена. При этом срок рассмотрения жалобы составил всего 6 дней.
Внесудебный механизм урегулирования споров прописан и четко регламентирован главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц».
Согласно положениям данной главы любой гражданин (или юридическое лицо) вправе обжаловать любые действия (бездействие), решения таможенного органа в области таможенного дела (будь то решение о корректировке таможенной стоимости, классификации товаров, порядка проведения таможенного контроля и т.д.).
По сравнению с судебным порядком урегулирования конфликта отсутствуют судебные расходы, нет необходимости личного участия в рассмотрении жалобы (экономия времени). Участникам «примирительной процедуры» не обязательно представлять в полном объеме документы и сведения, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в жалобе, при наличии их в таможенном органе.
Также предусматривается упрощенный порядок обжалования, заключающийся в устном обращении к вышестоящему должностному лицу с жалобой на решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с ввозом в Российскую Федерацию и (или) вывозом из Российской Федерации товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства (состава транспортных средств). В этом случае жалоба рассматривается безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в таможенный орган, принявший решение, либо в вышестоящий таможенный орган. Для таможенного поста это таможня, в подчинении которой находится таможенный пост, для таможни – региональное таможенного управление. Обратиться с жалобой необходимо в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, либо истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия.
Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права нарушены, или его представителем собственноручно. Документ, поступивший по информационным системам общего пользования (факсом, электронной почтой), либо подписанный с использованием факсимиле будет считаться поданным без соблюдения требований, предусмотренных законодательством. В этом случае будет принято решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
Пресс-служба Челябинской таможни
Главный государственный таможенный инспектор
(по связям с общественностью) Е.Н. Логвинова